Разработка сметной документации на строительство автомобильных дорог

Непременный элемент абсолютно любых строительных работ – сметная документация на строительство дороги. Именно благодаря ей происходит определение стоимости всех работ по строительству, реконструкции, ремонту автодорог. Качественно подготовленная сметная документация помогает корректно оценить масштаб предстоящих работ и соблюдение всех современных нормативов и технологий.

Смета на строительство автодороги – неотъёмная часть проектной документации, содержащий расчет бюджета на обустройство асфальтового покрытия с указанием его объемов, необходимого количества дорожной техники и рабочей силы. Такой финансовый расчет необходим для оценки размера денежных средств, которые потребуются для обустройства дороги в соответствии с техзаданием. Кроме того, грамотное составление сметы позволит правильно подобрать вариант технологии для строительства и ремонта дорожного полотна.

Подрядчик оценивает состояние асфальтобетонного покрытия и место проведения дальнейших работ по строительству дороги. Стоимость складывается из нескольких моментов:

текущий уровень изношенности асфальтного покрытия;

частота автомобильного потока;

площадь территории, где будут проводиться ремонтные работы;

при планировании ямочного ремонта учитывается степень изношенности путевого полотна;

состояние инженерных сетей, входящих в инфраструктуру дороги;

сроки выполнения строительных работ по укладке асфальтного покрытия.

После выполнения этих пунктов смета отдается заказчику для установления временных рамок проведения работ и подсчетов финансовых расходов.

Составление сметы на строительство дороги – это первоочередная задача при начале любых дорожных работ, включая ямочный ремонт.

В неё входят следующие расчеты:

затраты на стройматериалы;

расчет ширины дорожного полотна, толщины покрытия, количества необходимых слоев и т.д.;

расчет целесообразности изменения покрытия за счет увеличения толщины существующих слоев или добавления новых;

необходимость демонтажа старого дорожного полотна;

расходы на оплату труда работников;

описание техпроцесса укладки основания;

описание техпроцесса укладки асфальтового покрытия;

расчет временных затрат на подготовку и строительство дорожного полотна;

указание времени года, когда возможно начало укладки слоев и нового дорожного покрытия;

необходимые затраты на доставку строительной техники к месту работы (за исключением случаев, когда асфальт укладывается вручную);

список работ по дальнейшему благоустройству (нанесение разметки, обустройство бордюров, газонов и т.д.).

Любое строительство – это отдельный проект с его особенностями, поэтому в каждом случае смета составляется индивидуально.

При составлении сметы учитывается несколько факторов, каждый из которых важен для выведения окончательной суммы, которая потребуется для проведения не только дорожных, но и любого другого вида монтажных работ.

Опираясь на исходные данные, где указаны весь объем необходимых работ, материалы, которые будут использованы, сметчик составляет документацию.

Чем больше сведений будет в исходных данных об объекте, которые непосредственно влияют на затраты (местоположение, климат, рельеф местности и др.), тем точнее будет окончательный расчет.

Кроме исходных данных, содержащих все необходимые дополнительные сведения, немаловажную роль занимает метод расчета. В современной системе ценообразования их несколько.

При выборе любого метода надо учитывать все его характеристики, так как при неправильном применении они могут стать недостатком в конечном расчете. Поэтому важно обратить на это особое внимание.

Подобрав оптимальный метод расчета, необходимо выбрать нормативную сметную базу, которая и будет в дальнейшем применяться в расчете. Важно: стоимость сметы и база сметных нормативов имеют тесную связь между собой.

Часто заказчик сам в своем Техническом задании указывает об использовании необходимых расценок при расчете сметной стоимости работ.

На сегодняшний момент наиболее часто используемыми являются ГЭСН (государственные элементные сметные нормы) и ФЕР (федеральные единичные расценки). Не стоит забывать, что нормативных баз очень много, и они также могут быть использованы для составления сметной документации.

Основные затраты в примерах смет на дорожные работы приходятся на материалы. Расходы на них иногда достигают 80 %. Поэтому важно уделить этой статье расходов особое внимание.

В настоящее время на рынке присутствует огромное количество материалов для строительства и ремонта дорог, отличающихся не только своими характеристиками, но и ценой. И именно на это надо обращать внимание при составлении расчета, чтобы избежать ошибок и лишних затрат.

Важным фактором при составлении сметы является наличие коэффициента, необходимого при расчете особых условий работ, связанных с климатическими и рельефными особенностями.

В расчетно-сметную документацию обязательно должны быть включены непредвиденные затраты. Эта часть расходов порой не указывается по требованию контракта или может быть пропущена во время составления.

Кроме того, что при строительстве используются различные по своим характеристикам материалы, не все из них учитываются в составе расценок, что не считается нормативной ошибкой.

Это происходит из-за разнообразия материалов в области проведения работ. Данный фактор необходимо учитывать, так как он может стать причиной погрешностей в расчете. Индивидуальный перечень для каждого объекта и тщательный подбор расценок поможет избежать перерасходов.

При составлении сметной документации принимается в расчет:

обустройство тротуаров и установку дорожных знаков;

нанесение дорожной разметки и так далее.

Отметим, что даже наличие одного сметчика в штате потребует значительных финансовых затрат. Кроме расходов на зарплату понадобятся инвестиции в дорогостоящее программное обеспечение, позволяющее составлять сметы в требуемой форме. В настоящее время найти бесплатные или недорогие сметные программы не получится.

Для того чтобы обеспечить эффективную работу сметчика, необходимо качественное современное ПО. Как правило, смета на дорожное строительство состоит из 27 элементов единичных расценок сборника ФЕР.